Совместное заявление коммунистов Калининградского областного отделения КПРФ и членов Калининградского регионального отделения общественного движения «За Новый Социализм»
В 2021 году в России пройдут выборы в Государственную Думу. В соответствии с существующей системой выборов 225 депутатов (50 %) будут избраны по партийным спискам и еще столько же – по одномандатным округам.
От Калининградской области в Госдуму избираются два депутата-одномандатника, т.к. в области выделено два одномандатных округа (№ 97 и № 98), однако, как это ни странно, избирать депутатов будут не только жители Янтарного края, но и те, кто находятся за тысячи километров от него и не имеют никакого отношения к Калининградской области. Речь о гражданах РФ, проживающих за границей, и которых «приписывают» к различным округам России без всякой логики и смысла, превращая избирательные права граждан в пустую формальность.
Так, к одномандатному округу № 97 присоединены около 19 тысяч голосов соотечественников, проживающих в Греции, и почти 16 тысяч избирателей, проживающих в Таджикистане; к одномандатному округу № 98 отнесены 38 тысяч человек, проживающих в Молдавии.
Подобные несуразности появились еще в 2016 году, когда в России ввели смешанную систему выборов в Госдуму, и касаются не только Калининградской области. Граждане РФ, проживающие за границей, действительно имеют право избирать депутатов не только по партийным спискам, но и депутатов-одномандатников. Но существующий механизм не реализовывает их права, права других избирателей и кандидатов в депутаты, таким образом, приводит к закономерной уязвимости всего избирательного процесса.
Так, кандидаты в депутаты не имеют возможности вести нормальную агитацию за пределами страны: кто поедет за несколько тысяч километров, чтобы провести встречу с избирателями, например, в Таджикистане? А, если и поедет, что он им будет говорить, что обещать? Рассказывать про проблемы жителей Калининградской области? По факту получается, что зарубежные граждане голосуют за тех кандидатов, о которых не имеют даже общего представления.
Не удивительно, что потом депутаты никак не участвуют в жизни данных зарубежных граждан. Да и как депутаты, избранные от Калининградской области, могут представлять интересы российских граждан, проживающих, например, в Молдавии (они, кстати, разделены по 4 различным регионам России), если не поддерживают с ними никаких связей и не знают политических условий, в которых те живут?
Впрочем, желания и необходимости учитывать их интересы у депутатов не много — ведь правовая норма, согласно которой в каждом одномандатном округе может быть не более 10 % зарубежных граждан, делает зависимость депутатов от этой группы избирателей незначительной.
А вот в момент выборов расклад получается иным: граждане, проживающие за рубежом, особенно в странах СНГ, голосуют обычно слаженно и демонстрируют очень высокую явку – часто более 90 %. В условиях падения интереса к выборам у россиян, голосование зарубежных граждан может повлиять на политический расклад достаточно серьезно.
Так случилось на довыборах в Госдуму в 2018 году по округу № 98, когда от Единой России шел бывший мэр Калининграда Александр Ярошук, а от КПРФ – на тот момент руководитель региональной партийной организации Игорь Ревин. Калининградцы отдали предпочтение Ревину, но необъяснимая практически стопроцентная поддержка Ярошука гражданами, проживающими в Молдавии, в условиях крайне низкой явки избирателей в Калининградской области сделала свое дело. Депутатом стал Ярошук.
В этой ситуации закономерное недовольство появляется у жителей Калининградской области: почему депутатов, представляющих их регион, должны избирать зарубежные граждане, которые и в глаза-то не видели кандидатов?
Но необходимо отметить и еще один важнейший изъян всей системы распределения зарубежных граждан по одномандатным округам. Кандидаты от оппозиции не имеют никакой возможности контролировать процесс голосования и подсчета голосов за пределами страны. Соответственно «проголосует» хоть 100 % заграничных избирателей «за» кандидата от партии власти, оспорить такие результаты не удастся.
Считаем, что существующая модель произвольного закрепления зарубежных граждан за регионами России, не приемлема и должна быть изменена. Вариантом решения проблемы может стать корректировка «нарезки» избирательных округов, с целью выделения нескольких отдельных мандатов для представления интересов граждан РФ, проживающих за её пределами, которых в целом по стране около 2 млн. человек. В этом случае можно создать более справедливую, эффективную и прозрачную систему выборов.