Конституционны ли изменения Конституции?

Во время оглашения послания Федеральному собранию 15 января президент поднял тему внесения изменений в Конституцию РФ, по которой страна живет с 1993 года. По мнению президента, потенциал действующей Конституции еще не исчерпан, но вместе с тем предложил внести в нее целый ряд существенных поправок.

Ряд предложений об изменении Конституции связан с перераспределением власти между президентом и парламентом; предполагается внести новые требования к работе на госслужбе; некоторые положения, касающиеся социальной сферы, зафиксированные в различных федеральных законах, хотят внести в основной документ.

Кроме того, внимание общественности привлекла идея создания нового органа государственной власти (Государственного Совета РФ) и закрепления в Конституции его статуса и роли. По мнению многих экспертов, этот новый орган нужен для «транзита» власти в 2024 году, когда у действующего президента закончатся полномочия в нынешнем статусе, и он сможет возглавить новый орган власти.

Также в послании президент заявил о необходимости закрепления в Конституции приоритета российского права над международным. Отметим, что на протяжении долгого времени статья 15 Конституции РФ, в которой зафиксирован примат международного права, считалась спорной и даже неприемлемой для проведения политики России как суверенного государства.

Для работы над формулировками поправок президент создал рабочую группу из 75-ти человек, среди которых, по правде сказать, очень мало юристов и очень много людей, чрезвычайно далеких от вопросов юриспруденции – артистов, спортсменов, музыкантов и врачей… Так, высочайшим профессионалам своего дела Лео Бокерии и Леониду Рошалю на какое-то время придется отложить хирургические приборы и заняться вопросами Конституции. Помогать им в этом будут великолепная прыгунья Елена Исинбаева, талантливый пианист Денис Мацуев и другие знаменитости. Однако подобный состав рабочей группы – это не единственный курьез.

Обратимся к вопросу порядка пересмотра Конституции, который четко прописан в главе 9 основного документа страны. Как гласит ст. 135, в одних случаях изменения могут приниматься Федеральным Собранием, однако в случае внесения предложений о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое, в свою очередь, либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.

Другими словами, если есть необходимость в изменении положений 1, 2 и 9 главы Конституции, разрабатывается Новая Конституция. Но занимается этими вопросами только Конституционное собрание.

В статье 11 первой главы («Основы конституционного строя») говорится следующее: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Т.е. в Конституции нет ни слова об осуществлении государственной власти Госсоветом, и добавить новый орган власти в данную статью, сохранив нынешнюю Конституцию, просто нельзя.

Аналогичная история со статьей 15, в которой говорится про приоритет международного права над национальным – ее также нельзя изменить без созыва Конституционного Собрания и разработки новой Конституции.

Для тех, кто сомневается, существует статья 16, в которой говорится следующее: «Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией».

Особая пикантность ситуации заключается в том, что в России с 1993 года не нашлось времени на разработку и принятие федерального закона о Конституционном Собрании, а, значит, и созвано оно не может быть.

В этой связи возникает вопрос: что будет происходить дальше? Придется ли власти и лично президенту отказаться от затеи изменить Конституцию, будет ли Государственная Дума срочно приниматься за работу над законом о Конституционном Собрании для его дальнейшего созыва и запуска работы над новым проектом Конституции или готовится какой-то третий вариант?