Дальний Восток отдадут олигархам? Когда закончится распродажа России?

В ходе недавнего отчета правительства за 2020 год лидер ЛДПР Жириновский ошарашил всех странным предложением: «отдать Дальний Восток олигархам, чтобы через пять лет там была русская Америка». Как относиться к этому предложению: это очередная одиозная выдумка стареющего Жириновского или он лишь транслирует идеи, звучащие в кабинетах власти? Что ждет наш Дальний Восток и когда на проблему неравномерного развития регионов России взглянут адекватно?

Государственная пропаганда обычно ставит в заслугу нынешней власти и лично президенту, что после тяжелых 90-ых не было допущено развала страны на части. Не станем развивать дискуссию по поводу этого тезиса в данном материале, однако заметим, что даже если кто-то считает, что в начале 2000-ых этой власти удалось оттащить Россию от края пропасти, сохранив единство, то решить проблему колоссальной дифференциации регионов по социально-экономическим показателям не удалось ни тогда, ни сейчас. Более того, с каждым годом экономическая поляризация регионов продолжает нарастать, и масштаб проблемы таков, что при сохранении нынешних тенденций рано или поздно под угрозой снова окажется целостность России.

Отчего так происходит? Абсолютно точно, что российская региональная политика не отвечает современным вызовам, не обеспечивает должное развитие регионов: богатые регионы (преимущественно нефте-газодобывающие, а также Москва и Санкт-Петербург) продолжают богатеть, а бедные – еще больше беднеть и деградировать. Разрыв по одному из главных показателей регионального развития: уровню валового регионального продукта на душу населения между субъектом-лидером (Ненецким автономным округом) и самым отстающим субъектом (Ингушетией) — более 50 раз!

Отсутствие промышленности, а, следовательно, работы, социальной и транспортной инфраструктуры и низкий уровень жизни во многих регионах нашей необъятной страны приводит к еще более печальной картине: люди покидают свои города и области, лишая их даже в будущем перспективы развития. С этими проблемами приходится сталкиваться даже в Европейской, густонаселенной, части России, что же говорить о том, что происходит за Уралом и тем более на Дальнем Востоке… Премьер-министр России Михаил Мишустин, отвечая на вопросы депутатов после ежегодного отчета в Госдуме о работе кабмина, заявил с нескрываемым удовольствием, что отток населения с Дальнего Востока за последние годы сократился в четыре раза. Что ж, очевидно, главная причина все-таки не в успехах развития Дальнего Востока, а в том, что за 30 лет оттуда уже уехали практически все, кто имел на это хоть какую-то возможность.

В 2014 году российская власть приняла закон «О территориях опережающего развития», предполагающий сдачу в аренду на 70 лет огромных территорий, в первую очередь, Дальнего Востока и Сибири (на условиях создания особого правового режима, с правом продления договора). Данный закон и само понятие «территорий опережающего развития», несмотря на громкое название, были встречены жесткой критикой со стороны коммунистов и многих экспертов, понимающих, что такое «опережающее» развитие может легко привести к потере земель. Кстати, любовь нынешней власти называть российские регионы «территориями» также демонстрирует их отношение к нашей стране.

Принятая несколько лет назад Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года поразила всех своей эклектичностью, бессистемностью и  нереализуемостью, что только подтвердило, что в современной России за 30 лет так и не сложилось продуманной региональной политики, а власть обнаруживает полную несостоятельность в данном вопросе.

В этой связи предложение лидера ЛДПР Владимира Жириновского, озвученное во время отчета председателя правительства Мишустина, — отдать Дальний Восток олигархам, «чтобы через пять лет там была Русская Америка», выглядит, с одной стороны, безумно и нагло, но вместе с тем совершенно в духе времени. Будем честными, уже давно не только Дальний Восток, но и вся страна фактически «отдана» олигархам, потому что вся философия нынешнего политического класса, находящегося у руля три десятка лет, заключается в том, чтобы из всего извлечь прибыль, все продать, а потом хоть трава не расти.