Итог борьбы с бедностью — нищета

«Бюджет — это не цифры, это финансово-экономическая конституция, которая определяет судьбы людей, судьбы отраслей и всего нашего будущего», — подчеркнул лидер КПРФ Геннадий Зюганов, давая оценку главному финансовому документу страны, принятому 28 октября Госдумой в первом чтении.

Фракция КПРФ проголосовала против проекта бюджета на 2022—2024 годы, свёрстанного правительством по старым гайдаровско-чубайсовским лекалам. Это абсолютно компрадорский документ, который не соответствует задачам развития страны и интересам её граждан, считает Г. Зюганов. Выступление руководителя фракции КПРФ в Государственной думе при обсуждении проекта бюджета в первом чтении, где Геннадий Андреевич тезисно коснулся тех моментов, которые показывают, как наша страна целенаправленно сталкивается на обочину мировой цивилизации, публикуется в сегодняшнем номере «Правды». Подробный же анализ представлен в материале Г. Зюганова «Проект казённой милостыни», напечатанном в №119 от 28 октября 2021 года.

Позиция фракции КПРФ отчётливо прослеживалась в тех вопросах, которые поднимали депутаты-коммунисты в ходе обсуждения проекта бюджета. Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин обеспокоен сокращением в разы комплексной программы «Развитие сельских территорий». «Героический труд крестьян обременён тяжёлой жизнью, — заметил парламентарий. — Нет нормального здравоохранения, много ветхого жилья, изношены инженерные коммуникации. Сельское население вымирает уже системно». Недофинансируется и программа «второй целины». Фракция КПРФ считает необходимым восстановить исходное финансирование госпрограмм, предусмотренное изначально, с учётом инфляции и диспаритета цен. В. Кашин также поставил перед министром финансов А. Силуановым вопрос о возврате зернопроизводителям средств, изъятых у них в результате взимания таможенных пошлин.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов затронул проблему межбюджетных отношений. С 2009 года доля налоговых доходов, зачисляемых в региональные бюджеты, сократилась с 60 до 40 процентов, совокупный госдолг регионов вырос в два с половиной раза и превысил 2,5 триллиона рублей, а расходы на его обслуживание увеличились более чем в три раза. После распределения дотаций бюджет в расчёте на одного жителя в одних субъектах Федерации составляет около 50 тысяч рублей, а в других — более 100 тысяч. Нужны системные изменения межбюджетных отношений, направленные на рост собственных доходов регионов, подчеркнул М. Щапов. Как один из вариантов таких изменений депутат предложил перевести уплату налога на прибыль для консолидированных налогоплательщиков по месту расположения их производств.

Нехватка больничных коек, недофинансирование лекарственного обеспечения стали настоящей бедой для регионов. Евгений Бессонов попытался донести сигнал бедствия до правительства. Кроме того, парламентарий выступил против канализации денег в Фонд национального благосостояния (ФНБ), в то время когда бедность населения наряду с проблемами в здравоохранении признаётся президентом одним из главных врагов нашей страны. При этом объём ФНБ уже давно превысил установленный законом порог в 7% ВВП, переступив который, можно направлять деньги на финансирование инфраструктурных проектов. «Вашим бюджетом планируется дальнейшая поддержка богатых, увеличение льгот нефтегазовым компаниям в 2024 году до 2 триллионов 859 миллиардов рублей при необоснованно высоких дивидендах собственников и зарплатах», — предъявил Е. Бессонов претензии минфину, поинтересовавшись, когда же наконец планируется направить средства ФНБ на спасение жизней массово умирающих граждан, возрождение здравоохранения, образования и на другие первостепенные нужды. Судя по всему, этого решения от нынешней власти ждать не приходится. Президент В. Путин поручил правительству изучить возможность повышения с 7% до 10% ВВП порога, при котором можно тратить средства Фонда национального благосостояния.

Если будущее страны строится на продаже сырья, разбазаривании собственности, взвинчивании цен, дальнейшем обирании граждан и обогащении олигархии, то совершенно очевиден вывод, сделанный лидером КПРФ Г. Зюгановым: «Это бюджет не социального, но абсолютно олигархического и полицейского государства».

Вместе с федеральным бюджетом в этот же день были рассмотрены и бюджеты государственных фондов: Пенсионного, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медицинского страхования.

С 2022 года Пенсионному фонду будут переданы полномочия по выплате 15 пособий и по мерам соцподдержки за счёт федерального бюджета, то есть практически большинство выплат будет идти через ПФ РФ. Планируется также создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, на что должны быть выделены деньги как из Пенсионного фонда, так и из федерального бюджета. Однако в госказне на эти цели не предусмотрено ни рубля.

Один из самых больших минусов бюджета Пенсионного фонда на ближайшие три года — это ориентир на заниженный уровень инфляции, о чём говорили и аудитор Счётной палаты РФ коммунист Сергей Штогрин, и член фракции КПРФ Алексей Куринный. По закону страховая пенсия неработающих пенсионеров должна ежегодно индексироваться выше прогнозируемого уровня инфляции. В проекте социально-экономического развития России на 2021 год инфляция прогнозировалась в размере 5,8%, а фактически по итогам года она составит больше 7%. Это понятно уже сейчас. Но в проекте бюджета Пенсионного фонда на 2022 год индексация пенсий запланирована лишь на 0,1% выше прогнозного, то есть 5,9%. Это значит, что реальные доходы пенсионеров будут снижаться. В лучшем случае власть ограничится разовыми выплатами пенсионерам, как в этом году, но они не покрывают фактическое снижение реальных доходов пенсионеров.

Вопрос о целесообразности снижения пенсионного возраста звучал от многих депутатов. К концу 2022 года число получателей страховых пенсий уменьшится по сравнению с началом реформы в 2019 году примерно на 2 миллиона человек, что обусловлено наполовину повышением пенсионного возраста и наполовину избыточной смертностью, посчитала независимый депутат Оксана Дмитриева. «При таком стремительном сокращении числа пенсионеров и при такой продолжительности жизни не ставится ли вопрос о приостановке пенсионной реформы?» — обратилась депутат к сидящим в правительственной ложе. Член фракции КПРФ Андрей Алехин также высказался по поводу людоедской реформы. «Кроме вреда, она ничего населению страны не принесла», — заявил он.

Эффект от повышения пенсионного возраста затухает, поддержал товарища по фракции Алексей Куринный. Вместо обещанной тысячи рублей средняя страховая пенсия вырастет в будущем году на 818 рублей и составит 17115 рублей. Если пересчитать её по паритету покупательной способности, то она окажется в 1,5—2 раза ниже, чем во всех бывших союзных республиках, за исключением Украины и Грузии, заметил депутат. Относительно прожиточного минимума пенсионеров размер пенсий в ближайшие три года будет изменяться по нисходящей.

Отстаёт наша страна и по такому показателю, как доля расходов на пенсионное обеспечение в ВВП, сказал А. Куринный. В 2022—2024 годах этот показатель снизится с 7,5% до 7,3%. Если же в расходах Пенсионного фонда не учитывать социальные обязательства, а взять для расчёта исключительно выплату пенсий, то выйдет, что на них тратится вообще лишь 5,9% ВВП. В большинстве же стран этот показатель равен 9—11%.

Падает и коэффициент замещения пенсией утраченного заработка, несмотря на ратификацию Россией Конвенции Международной организации труда (МОТ), устанавливающей рекомендуемый коэффициент замещения не ниже 40%. В России он был в 2015 году 35,2%, сейчас — 33%, в 2022 году снизится до 30,9%, а к 2024-му — до 30,1%.

«Страховая пенсия в России может обеспечить либо нищенское, либо полунищенское существование наших граждан, которые до этой пенсии смогли дожить», — подчеркнул А. Куринный. В три ближайших года 3 миллиона предпенсионеров пополнят ряды бедноты. Это те, кто зачастую не может найти работу. На 200 тысяч человек за три года увеличится число тех, кто будет получать социальную пенсию, которая начисляется при достижении гражданином пенсионного возраста в том случае, если не хватает пенсионных баллов для назначения страховой пенсии по старости. А это значит, что 2 миллиона человек также будут балансировать на уровне прожиточного минимума. К этой армии нищих надо добавить ещё 3 миллиона человек, осуществляющих уход за больными и престарелыми родственниками, суммирует А. Куринный. Им государство выплачивает подачку 1200 рублей в месяц, и они вынуждены жить на пенсию тех, за кем ухаживают.

Сколько же государство сэкономило на пенсионерах? По оценкам специалистов, бюджет Пенсионного фонда недополучит 2 триллиона рублей из-за «серой» занятости. Размер трансфертов из федерального бюджета на сбалансированность Пенсионного фонда за три года сократится на 320 миллиардов рублей. Получается, никакой экономии вовсе и нет. Но, отнимая драгоценные годы от заслуженного отдыха у миллионов людей и не обеспечивая достойный уровень их жизни, государство уничтожает собственный народ.

Эта политика нашла отражение и в бюджетах Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. В своём заключении на проект бюджета Фонда соцстраха Счётная палата РФ обратила внимание на то, что в 2022 году, согласно указу президента РФ №313, продолжится предоставление единовременной страховой выплаты пострадавшим от коронавирусной инфекции медработникам, однако средств на её выплату в бюджете не предусмотрено.

Не обеспечено в нужном объёме финансами и санаторно-курортное лечение. На 2022 год на эти цели заложено 5,8 миллиарда рублей, на 2023-й и 2024 год — по 6 миллиардов рублей. В соответствии с законодательством инвалиды должны обеспечиваться путёвками один раз в год, по факту получается раз в три—пять лет. Недостаточна и сумма, выделяемая на питание, проживание, лечение из расчёта на одного человека в сутки, заметил Артём Прокофьев. С медицинской точки зрения проходить курс санаторно-курортного лечения раз в пять лет бессмысленно, эффект от такого лечения нулевой, полагает врач по профессии Алексей Куринный. Поэтому сворачивание социальных обязательств здесь абсолютно недопустимо. А между тем этот процесс идёт по всем фронтам. Вместо необходимых 45 миллиардов рублей на приобретение средств реабилитации инвалидов на 2022 год заложено 37 миллиардов рублей. Развалена система выявления профзаболеваний, из-за чего картина вырисовывается прямо-таки идиллическая: количество профзаболеваний в сопоставлении с численностью граждан у нас в два-три раза меньше, чем в Западной Европе.

Что касается бюджета ФОМС, расходы на здравоохранение, вопреки заявлениям власти, не растут, с полной ответственностью заявил Алексей Куринный. Всё что выделялось дополнительно, было потрачено на борьбу с ковидом, а о традиционных заболеваниях и не вспоминается.

Политика сворачивания социальных обязательств под руководством «Единой России» продолжается! Фракция КПРФ проголосовала против проектов бюджетов Пенсионного фонда, Фонда соцстраха и Фонда обязательного медицинского страхования, де-факто аннулирующих целый ряд государственных гарантий.