Кто ответит за эксперименты над детьми?

В условиях самоизоляции россияне столкнулись с кошмаром под названием «дистанционное обучение». В панике были и учителя, и родители, и сами дети. Дистанционное обучение обернулось фактически круглосуточной работой за компьютером как для учителей, так и для учеников (притом даже младших классов), родители были вынуждены выполнять функцию учителей для своих детей, контролируя, мотивируя, объясняя предмет и проверяя задания. Помимо этого все жаловались на плохую работу образовательных онлайн-платформ и отсутствие помощи со стороны техподдержки сайтов. Многие просто не смогли получать дистанционное образование, т.к. банально не имеют компьютеров и смартфонов. И отдельный разговор, как отразилось такое образование на здоровье детей: уже сейчас появляется статистика, демонстрирующая резкий рост неврологических заболеваний среди школьников, падение зрения и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Но при этом на международном совещании по обсуждению итогов обучения в условиях пандемии, в котором принимали участие министры образования и просвещения 20 стран мира, опыт России по организации дистанционного обучения, наряду с Сингапуром, отмечен как наиболее успешный среди других стран мира. По результатам совещания глава минпросвещения Кравцов заявил следующее: «Наш опыт был интересен другим странам за счет комплексного подхода: мы помогали учителям, организовали центр методической поддержки для педагогов и родителей, обеспечили более 500 тысяч единиц компьютерной техники – прежде всего для малообеспеченных семей, где несколько детей».

Учителя и родители, которые не понаслышке столкнулись с «прелестями» дистанта, называют такие отзывы не иначе как враньем и очковтирательством.

 «Во всем мире нет нам равных по способности воздвигать потемкинские деревни и пускать пыль в глаза… Увы! Чиновники во всем видят исключительно успехи (свои), а все проблемы игнорируют, поэтому ничего и не меняется… к лучшему…»

«Наглое министерское вранье на весь мир, министры потеряли и честь, и совесть.»

 «Подлое враньё! Работали по принципу «кто во что горазд» . Никакой поддержки и помощи учителям не было, выплывали как могли. Нуждающиеся ученики техники не получили. Результат очень низкий. Образование переложено на плечи родителей. Государству это выгодно. Школы строить не надо. А в тех, которые есть — бизнес-центры открыть можно. Министр гордится, а мне, учителю, стыдно перед людьми, хоть я и сделала все, что смогла, работала с полной самоотдачей.»

«Еще полгода таких успехов, и можно просто рассылать всем аттестаты в электронном виде, оценки сами проставят, тут и выпуск в вузах подоспеет, инженеры и врачи, онлайн обученные, будут виртуальных людей лечить и виртуальную инфраструктуру строить».

Несмотря на отговорки властей, что дистанционное образование – это вынужденная и временная мера, тем, кто привык доверять делам, а не словам, известно, что дистанционное образование – это всего лишь часть проекта «цифровая школа», реализация которого началась задолго до появления коронавирусной инфекции и идет строго по графику форсайт-проекта «Образование 2030».

Никто не забыл, как бывший министр образования РФ Андрей Фурсенко, а ныне помощник президента В. Путина сказал следующее: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя».

«Реформирование» (=уничтожение) советской системы образования, признанной когда-то лучшей в мире, продолжается вот уже 30 лет. Вспомним, какие громадные деньги со стороны западного сообщества шли  на «перестройку» советской системы образования, разрушение единого образовательного пространства. Потом появились ЕГЭ, болонская система и т.д. Сегодня ломка нашего образования вступает, вероятно, в завершающий этап.

Не секрет, что с 2018 года школы РФ включаются в систему «Цифровая образовательная среда». Пока внедрение системы рассматривается как эксперимент, в котором в качестве пилотного региона участвует и Калининградская область, однако уже через несколько лет он может быть распространен на всю страну. При этом даже сами разработчики системы дают более чем размытое определение системе: «Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса». И дополняют, что «Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения».

Напрасно кто-то думает, что эта система подарит нашим школам прогресс в виде новых технологий, быстрого интернета и новых компьютеров.

Сегодня, когда происходит продвижение программы «Цифровая экономика», речь идет все больше не о новых технологиях, сколько об изменении сознания людей и установлении новой системы контроля. Взрослым изменить сознание трудно, поэтому концентрируются на детях, которым через изменение системы обучения внедряют иные смыслы, иные стандарты мышления и поведения.

Уже сейчас все больше тех, кто глубоко погружен в образовательный процесс, считают, что цифровая школа – это путь к цифровому слабоумию. Многие родители, которые во время обязательной самоизоляции, превратились в учителей, схватились за голову: как они прозевали, что их дети – еще недавно живые и сообразительные – теперь не просто демонстрируют низкий уровень знаний, но и перестали понимать, что им говорят, не способны к концентрации внимания, усваиванию и анализу информации.

Надо сказать, что именно к этим последствиям приводит цифровизация школы.  Современное образование делает из детей неодушевленный объект, на который направлено воздействие извне в интересах цифрового государства: без права на физическое, личностное, духовное и нравственное развитие.

В случае внедрения ЦОС, уже в ближайшие годы нас ждет коренная перестройка всей системы школьного образования. Меняется роль учителя, другие задачи стоят перед школой и всем образовательным процессом. Цель цифровой образовательной среды – не обучение ребенка, а формирование у него навыка поиска информации.

Долго сетовали советские учителя по поводу того, что у российского учителя отобрали роль педагога, оставив за ним только обучение. Но, как оказалось, и это не предел. Теперь учителю отводится роль надсмотрщика, «игропедагога», «тьютора», все остальное перекладывается на компьютерные программы –  искусственный интеллект.

Тестирование и составление «индивидуального» плана обучения ребенка с исключением «ненужных» (непрофильных) предметов приведут к тому, что у детей будут сформированы фрагментарные знания об устройстве мира. Но это не беда, по представлениям лоббистов новых образовательных стандартов. Ведь цифровой экономике нужны узкопрофильные специалисты, люди «одной кнопки».

В различных городах России стали появляться общественные движения, организации, которые борются с дистанционным образованием и с цифровизацией школы в целом. Московская общественная организация «Родители Москвы» совместно с КПРФ за последние полгода провели огромную работу по информированию людей о масштабе проблемы в системе образования: проводились встречи с депутатами-коммунистами, круглые столы с участие врачей и известных педагогов. Эта настойчивая работа заставила московские власти вернуть детей в школы, отказавшись от дистанта, уже второй раз по требованию депутатов от КПРФ снимается законопроект о дистанционном образовании с рассмотрения в Государственной Думе. Безусловно, еще рано говорить о победе здравого смысла, но все же это определенный положительный результат нашей борьбы.

Организация «Родители Калининграда» вместе с региональным отделением КПРФ также ведут совместную просветительскую работу против внедрения цифровой образовательной среды в школы Калининградской области. Около полутысячи подписей родителей было поставлено под обращением на имя губернатора Калининградской области А.А. Алиханова «Об отказе родителей Калининградской области от проведения эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». И это только начало совместной работы.