Зачем государство покупает Сбербанк у самого себя?

Около недели назад стало известно, что Правительство РФ намерено выкупить у Центробанка акции Сбербанка (ЦБ принадлежит 50% плюс одна акция Сбербанка). Сегодня в Госдуму внесен законопроект, регламентирующий данную сделку. Предполагается, что на покупку акций будет выделена поистине космическая сумма: без малого 3 трлн. рублей.

Деньги возьмут из Фонда национального благосостояния – той самой нефтяной кубышки, которую российские власти долгое время отказывались использовать для развития экономики, выбирая путь Кощея, чахнущего над златом. Но понадобилось – и открыли фонд! Правда, еще недавно грозились выделять деньги ФНБ на реализацию инфраструктурных проектов, но подумали и решили, что покупка государством акций государственного банка фактически у самого себя важнее!..

Или не у самого себя?

Сделка подается под соусом того, что между ЦБ и Сбербанком существует конфликт интересов – мол, Центробанк является и регулятором, и контролером, и при этом еще и акционером крупнейшего коммерческого банка. Звучит и такая мысль, что Центробанк-то у нас не совсем государственный, он ведь фактически отделен от государства, а это так плохо для Сбербанка.

При этом почему-то не слышно, чтобы в высших эшелонах власти кто-то задавался вопросом, как это отражается на экономике всей страны, если главный банк, наделенный функцией денежной эмиссии и реализующий денежно-кредитную политику, стоит особняком относительно государства и никому не подчиняется.

Показательно, что акции ЦБ не передадут безвозмездно, что было бы логичным в этой ситуации, а будут проданы по рыночной цене. Покупателем выступает министерство финансов РФ. При этом в 1991 году, когда Сбербанк акционировался, Центробанк акции не покупал – ему они были просто переданы.

Пытаясь успокоить обескураженных такой «лихой» сделкой экспертов и простых людей, власти заявили, что покупка акций Сбербанка – очень выгодное предприятие, и что деньги будут направлены на реализацию социальных проектов, предложенных президентом: на горячие обеды для школьников и пособия матерям… Но в чем же выгода и откуда прибыль, если не правительству платят, а правительство выложит из ФНБ триллионы рублей?

За счет дивидендов с приобретенных акций? Нет, уже несколько лет Центробанк по условиям федерального закона не получает дивидендов от акций Сбербанка, перечисляя их в бюджет, даже не отражая в прибыли. Да и порядок доходов от дивидендов другой: согласно прогнозу, заложенному в федеральный бюджет, в 2020 году от акций Сбербанка ожидался доход в 217 млрд. рублей, т.е. в разы меньше того, что требуется вложить для покупки акций.

Дело в том, что, как отмечают источники в финансовых кругах, часть средств, полученных Центробанком от Правительства РФ в ходе сделки, он вернет обратно в бюджет – по закону Центральный банк перечисляет в федеральный бюджет 75% чистой прибыли. Но о прибыли можно будет говорить только тогда, когда Банк России покроет все свои многомиллиардные убытки. В это сложно поверить, но ЦБ является убыточной организацией – по официальной версии, из-за санации частных банков – простым языком, спасения коммерческих частных банков с помощью вложения в них огромных денег.

Совершенно сюрреалистическая история, однако российские реалии заставляют предполагать, что выкуп акции Сбербанка у ЦБ – это только верхушка айсберга и что в скором времени мы услышим о еще более «выгодной» сделке — приватизации Сбербанка. Тем более, это давняя мечта его президента Германа Грефа.