Опасная болезнь российского здравоохранения

Невозможно спокойно смотреть на то, что сделала нынешняя власть со здравоохранением, в особенности с его первичным звеном. Разрушено то, что создавалось долгие годы и в чем наша страна была лучшей среди мировых лидеров.  Теперь президент России В. Путин на заседании правительства в конце августа текущего года назвал ситуацию в отечественном первичном звене «провалом», добавив следующее: «Если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится». Президент, правда, обошел стороной вопрос, кто привел отечественное здравоохранение к состоянию «провала», но об этом позже.

Пока же уточним, что развал первичного звена здравоохранения сказывается не только на количестве инфарктов и инсультов… От состояния первичного звена здравоохранения зависит здоровье нации, продолжительность и качество жизни населения. Первичное звено – основа всего здравоохранения. К нему относятся детские и взрослые поликлиники, служба скорой помощи, женские консультации и фельдшерско-акушерские пункты. И если развалена основа, то о системе здравоохранения можно не говорить – ее уже фактически не существует.

В Калининградской области по сравнению с советскими временами потеряно почти 70 (!) процентов медучреждений первичного звена и несколько крупных больничных комплексов. «Оптимизация» (точнее, уничтожение) медицинских учреждений в целом по стране привела к сокращению количества больниц с 11 до 5 тысяч. По этому показателю Россия скатилась ниже уровня 1932 года.

В той ситуации, когда даже анализ крови из вены в российских поликлиниках делают только по записи за две недели вперед; когда участвовать в оказании неотложной медицинской помощь приходится родственникам и соседям пострадавшего, т.к. единственный фельдшер в бригаде скорой помощи не справляется с работой; когда в стране существуют населенные пункты, в радиусе нескольких сотен километров от которых не осталось врача, можно с уверенностью констатировать целенаправленное уничтожение общедоступной бесплатной качественной медицины, которая существовала в Советском Союзе. На смену ей, по задумке власти, должна прийти платная, частная медицина. Что и подтвердила недавно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, выступая на форуме «Опора России»: «Частные сообщества являются частью национальной системы здравоохранения, в дальнейшем они станут одним из основных векторов развития». Приучая людей к платной медицине, власть еще двадцать лет назад ввела в оборот понятие «медицинские услуги».

Вслед за развалом первичного звена тревожные сигналы стали приходить и из больниц и специализированных клиник. Только в последнее время в СМИ сообщалось о массовых увольнениях детских онкологов из центра Блохина в Москве, врачей в больницах в Нижнем Тагиле, Челябинске, Воронеже и еще ряде городов. Основная причина – несправедливо низкие зарплаты, недостойные условия труда. Мед. работники, не выдерживающие такого издевательства со стороны государства, вынуждены уходить в частные клиники. Как результат, государственные медицинские учреждения испытывают все больший кадровый голод – врачей катастрофически не хватает. Например, на всю Калининградскую область работает единственный врач-аллерголог по линии ОМС.

Хочется спросить: а где же выполнение Майских указов президента, в соответствии с которыми зарплаты врачей должны были составить минимум 200% от средней зарплаты по региону, а младшего и среднего медицинского персонала – минимум 100%? Перед президентскими выборами 2018 года Ольга Голодец, вице-премьер правительства России, отрапортовала, что Указ выполнен практически во всех регионах. Но, как показала жизнь, это была неправда. Счетная палата опубликовала данные, что минимум 60% российских регионов, в том числе Калининградская область, не исполнили Указ и не подняли зарплаты врачам и младшему и среднему мед. персоналу до установленного уровня.

Однако вместо того, чтобы поднимать зарплаты и создавать нормальные условия труда российским врачам, наше правительство приняло решение приглашать на работу менее требовательных врачей из стран СНГ, давая им российское гражданство по упрощенной схеме. Таким образом, в скором времени лечить нас (или калечить), очевидно, будут мигранты в белых халатах – с низкой квалификацией, плохим знанием русского языка, а то и с купленными дипломами.  Вот такая «реформа здравоохранения».

Результатом любой реформы должно быть улучшение ситуации дел в отрасли. А если каждая реформа приводит к полной деградации «реформируемой» отрасли, то это очень похоже на стратегию…