«Лечитесь молоком и Арбидолом». Как оценивают калининградцы состояние системы здравоохранения

Жители нашей области, как и всей страны, столкнулись с очередным ростом заболеваемости коронавирусом фактически по окончании январских праздников. Как только люди стали возвращаться к обычной жизни после новогодних каникул: поездок в другие регионы, походов на каток и встреч с друзьями, стало понятно, что все больше знакомых вокруг болеют. К концу января стало актуально говорить о новой и самой массовой волне эпидемии. Сложно не сбиться со счета, но, по-моему, нынешняя волна — пятая за два последних сумасшедших года. Какой по счету штамм вируса сейчас бушует по миру, сказать сложно, но букв греческого алфавита для них пока хватает — как говорится, и на том спасибо.

Про нынешний штамм — «омикрон» — говорили и говорят разное: что эта разновидность вируса не опасна, ее проявления — как у сезонного гриппа, что она станет «живой вакциной» и на этом «пандемия» закончится, с другой стороны звучат совсем иные оценки, лишенные оптимистичного подтекста. В одном сходились ученые и медики буквально с самого начала, что уровень заразности «омикрона» таков, что вряд ли кто-то сможет от него уберечься. А, значит, надо быть готовым ко встрече с ним.

Но как это сделать простому человеку, жителю, например, нашей области, если не готова оказалась вся система здравоохранения? К таким серьезным выводам приходится прийти буквально каждому калининградцу, который заболел в последние две-три недели.

Итак, в Калининградской области в последние месяцы работает единый колл-центр, дозвониться до которого можно по номеру 122. При наличии симптомов ОРВИ (коронавируса) с помощью специалистов колл-центра можно вызвать врача на дом. Вызвать можно… Но вот дождаться его прихода удается очень не многим… Если во время прошлых вспышек заболеваемости врача приходилось ждать несколько дней, то теперь он не приходит вообще!

Система работает так. Заболевший человек звонит по номеру 122, вызывает врача (или оставляет заявку через сайт Министерства здравоохранения Калининградской области), ему говорят: «Ждите, Ваша заявка принята!». Человек ждет, врача нет, он звонит снова. Все повторяется. Ему говорят: «Заявка есть. Ждите врача!» И больной снова ждет. Он прекрасно понимает, что больных много, есть более тяжелые случаи, что врачей не хватает и потому терпеливо ждет, понимая так, что есть какая-то очередь, пусть большая, но и его придут лечить.

Так проходит день за днем. Бедный больной не знает, как лечиться, боится смазать картину болезни активным самолечением до прихода врача. Человек снова звонит в колл-центр, сотрудники которого снова подают заявку на вызов врача, на уже возмущенный хрип больного, почему на 3-й, 4-й, 5-й, 6-й день так ни разу не пришел врач ни к нему, ни к кому-то из его семьи (к этому времени заболевает уже вся семья), работники колл-центра что-то объясняют в ответ, что, видимо, произошла ошибка, что виновата поликлиника и, если больной не унимается, предлагают подать жалобу на действия районной поликлиники. И что же дальше?

После подачи жалобы могут и позвонить разок из поликлиники, заботливо узнать о состоянии больного, посоветовать «пить молочко, если болит горло, сбивать температуру парацетамолом и обязательно принимать Арбидол», который, по-моему, помогает гораздо меньше, чем аскорбинка, но именно его по непонятной причине навязывают для лечения во всех медицинских учреждениях. И главный совет, который внезапно возвращает человека на землю — если есть хоть какие-то силы, идти к врачу своими ногами, потому что домой врач все равно не придет… У вас температура только 38,5? Но люди с температурой 39,5 не могут дождаться врача. Слабость? Давление 100/60? Вообще не о чем волноваться, это в пределах нормы. Не хотите заражать окружающих при поездке в поликлинику? Ну что же делать… А на вопрос, с кем говорит больной, вы услышите следующее: «С фельдшером районной поликлиники». Даже не с врачом, а с фельдшером. Такие консультации, к примеру, дают больным, прикрепленным к калининградской поликлинике Городской больницы № 3 на ул. Генделя, 6.

Кстати, какие очереди в больницах, поликлиниках, специальных центрах, созданных для приема больных коронавирусом граждан, знают уже многие, кому пришлось столкнуться с их работой в последнее время, остальным не советуем с ними познакомиться…

Не менее сложный «квест» приходится пройти и тем, кому нужен больничный. Открыть его — еще откроют. Даже дистанционно. За это спасибо. Но что дальше? Как закрыть или продлить? Снова звонишь в колл-центр, выясняешь, что сотрудники этими вопросами не занимаются. Если попался требовательный больной, ему дадут список телефонов вашей поликлиники, куда надо звонить и выяснять, что делать. Но только … не дозвонитесь! Половина телефонов — вечно молчат, другие — вечно с короткими гудками. Третьи просто не рабочие. Но бывают и совершенно неожиданные курьезы.

В колл-центре дают телефон старшей медсестры поликлиники Городской больницы № 3 на ул. Мусоргского, 15 куда советуют позвонить, если по остальным телефонам не дозвонитесь. Телефон действительно волшебный — сразу снимает трубку женщина, но только она не медсестра, а попали вы не в поликлинику, а в квартиру, к бедной женщине, которой каждый день звонят бедные больные, лишенные хоть какой-то поддержки и помощи со стороны государства. По этому штриху можно судить о многом. Если сотрудников единого колл-центра, созданного целым Министерством здравоохранения Калининградской области, не могут снабдить даже реальными телефонами, то каково же качество всей работы?

Если все знают, что вызывать врача на дом бесполезно, но усердно принимают заявки и говорят «ожидайте», то как быть больным? Если врачей катастрофически не хватает для обхода больных по домам, то почему врачам не давать хотя бы рекомендации по лечению болезни в дистанционном формате? Где же эта телемедицина, о пользе которой любят говорить чиновники из минздрава?

Выводы из всего происходящего можно сделать следующие: система здравоохранения в Калининградской области развалена. Как и в целом, вся система государственного управления. Те, кому в стране и области в соответствии с их должностями, доверено заботиться о людях, не справляются со своими обязанностями. Они не могут выстроить работоспособную систему даже в кризисной ситуации. Своими действиями власть сама себя маргинализирует и превращает в посмешище.

Кажется, любой человек, который еще не имел стойких убеждений по поводу состояния дел в стране и области, во время этой волны эпидемии их приобретет. Лучшее, что могут сделать выздоровевшие люди — вступить в КПРФ и направить все свои усилия на смену неработающей, самоуничтожающейся модели государства на работоспособную и эффективную. Безусловно, только законными методами.