ВИРУС ВСЁ СПИШЕТ?

В апреле пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в эфире телепередачи «Москва. Кремль. Путин» призвал общество готовиться к новому мировому экономическому кризису. Пескову вторил и министр финансов Антон Силуанов, заявивший, что «тучные годы» остались позади. В качестве основной причины того, что в скором времени всем гражданам России предстоит перейти на голодный паёк и начать затягивать пояса оба политика назвали пандемию коронавируса, которая бушует в большинстве стран мира. Однако действительно ли только COVID-19 ответственен за разрушение отечественной экономики?

Кризис, как стиль жизни

Ни для кого не секрет, что кризисы не являются чем-то необычным для капиталистической системы. Напротив, для рыночной экономики кризисы это неизбежное явление и часть экономического цикла — экономический рост и достижение экономического пика сменяют кризис и спад экономики. Причины кризисов могут быть различны — это и перепроизводство, и массовые ошибочные инвестиции, и политическая конъюнктура. Однако их последствия всегда одинаковы: банкротство предприятий и целых отраслей экономики, безработица и снижение уровня жизни населения.

То, что кризис и рынок неразделимы, научно доказал Карл Маркс в своём бесценном труде «Капитал». Несмотря на негативные последствия, кризисы в условиях рынка играют очень важную роль для монополистов— они позволяют как бы «перезагрузить» экономику и на время сгладить внутренние противоречия. Лучше кризиса с этим может справиться только война: там и «обнуляются» старые договоренности, и уничтожаются материальные ценности. А значит, появляется необходимость в новых производствах для их восстановления, к тому же уходят с политического поля и конкуренты, что приводит к экономическому подъёму — круг замыкается, и всё начинается заново. Единственной панацеей от кризисов является отказ от рыночной экономики — в условиях установленного плана подобные экономические потрясения невозможны.

«Ловушка рынка»

Однако вот уже 29 лет наша страна живет в условиях рынка. А значит, мы пожинаем и все его «блага» — растущее социальное неравенство, неравномерное распределение благ и, разумеется, экономические кризисы. Кроме того, несмотря на все громкие заявления, российская экономика так и остается ориентирована на экспорт природных ресурсов (в 2018 году доля добычи сырья составляла 38% всей экономики России). Это делает ее чрезвычайно уязвимой: бюджет страны напрямую зависит от цен на основные статьи экспорта — нефть и газ. Достаточно измениться соотношению спроса и предложения на мировом рынке энергоресурсов и российская экономика окажется в ловушке.

Что и произошло с началом пандемии коронавируса. Из-за карантинных мер произошел сильнейший спад производства, следствием которого стало падение спроса на нефть, что, в свою очередь, привело к обвалу мировых цен на «черное золото». Произошедший вслед за этим конфликт между Россией и Саудовской Аравией из-за необходимости ограничения объемов добычи нефти привел к ценовой войне и окончательно обрушил рынок. Экономическая ловушка захлопнулась.

Спасение утопающих дело рук самих утопающих

В случае с Россией коронавирус продемонстрировал всю неэффективность экономической модели и политической системы. Экономика, завязанная на экспорт нефти в нынешнем состоянии в любой момент грозит обрушиться, как карточный домик. А из-за отсутствия собственных производств страна не способна самостоятельно обеспечить внутренний рынок, что ведет к стремительному росту цен на товары, в том числе и первой необходимости. Принятые руководством государства «противовирусные» меры также оказались неэффективными — гражданам предложили самоизолироваться за свой счет, без введения режима ЧС. А значит, в ближайшее время нас ожидает лавина банкротств со стороны малого и среднего предпринимательства, и как следствие — массовая безработица.

Увы — экономическую и политическую элиту России все устраивает: доходы от продажи сырьевых ресурсов достаточно стабильны и брать на себя дополнительные расходы на развитие страны и поддержку населения никто не хочет. Так, что в условиях кризиса спасение гарантировано лишь избранным — именно они получат необходимую государственную помощь. Остальным же предложено спасаться за свой счет.