Контроль с коррупционным запашком

За последние полгода много говорилось о несправедливых, завышенных тарифах на коммунальные услуги: как в целом по России, так и для отдельных регионов. Федеральное правительство ежегодно ограничивает рост тарифов на уровне инфляции своими постановлениями. Наконец, президент РФ на последней прямой линии недвусмысленно дал понять, что одной из причин бедности в стране являются высокие тарифы, и обещал взять этот вопрос под личный контроль.

Действительно, платежи за коммунальные услуги составляют в бюджете российских семей самую большую долю в их расходах, которые носят обязательный характер и не зависят от желаний и предпочтений граждан: выставили тебе счёт — плати. Наиболее продвинутые и небезразличные губернаторы восприняли информацию, как повод для активных действий по оптимизации тарифов в своих губерниях.

Но губернатор Калининградской области с подачи своих «придворных» помощников никак не отреагировал на довольно-таки значимое выступление руководителя страны. Похоже, система отбора и подачи информации губернатору, созданная в области чиновниками среднего звена профильных министерств регионального правительства, значительно искажает  реальную ситуацию в региональном ЖКХ, из-за чего губернатор не может принять правильное решение в этой сфере.

Несмотря на хвалебные отзывы зависимых чиновников «средней руки» и даже почетные места в рейтингах, которые непонятно кто и непонятно как составляет, на жилищно-коммунальном поприще в нашей области обстоят не слишком хорошо — в регионе присутствуют очень серьёзные проблемы. Порой задаёшься вопросом: живём мы в российской губернии или в какой-то автономной республике со своими законами и правилами?

Всё это происходит от бесконтрольности: многие вопросы не контролируются федеральными структурами, которые должны вовремя поправлять губернатора и обеспечивать главенство федерального законодательства в регионе

Вместе с тем крайне много нареканий вызывает работа профильной структуры регионального правительства, а именно министерства регионального контроля (надзора). Именно в это правительственное подразделение входит жилищная инспекция, которая должна работать с управляющими компаниями, проверять качество оказываемых ими услуг и заниматься лицензированием и осуществлять контроль за их деятельностью.  В его обязанности входит контроль за соблюдением норм и актов действующего законодательства, касающихся эксплуатации жилых домов и коммунальных сетей. И если выявляются нарушения прав жильцов, то этот орган обязан принимать все меры воздействия на управляющие компании, муниципалитеты или ресурсоснабжающие организации.

Другого органа по защите прав жителей от произвола УК и РСО в регионе нет, хотя общественники уже давно предлагают создать в регионе институт уполномоченного по защите прав потребителей в сфере ЖКХ.

Суть своей задачи министр регионального контроля Елена Серая в 2017 году объясняла просто «…не ослаблять методы контроля, чтобы наши подконтрольные субъекты знали, что за ними надзор постоянно ведется».

На деле вышло по-другому. Министерство не осуществляет эффективный государственный жилищный надзор, соответственно, не требует этого и от муниципалитетов, которые этой работой вовсе не занимаются. В год министерство рассматривает от 8 до 10 тысяч жалоб и обращений, и так из года в год. При этом ситуация с обслуживанием общего имущества в МКД кардинально не улучшилась, многие управляющие компании выработали иммунитет на все предписания министерства и в итоге перестали выполнять все требования жилищного надзирателя.

В региональном правительстве сложилась порочная практика имитации контроля за деятельностью УК и муниципалитетов, т.е. создаётся видимость кипучей деятельности при несерьезной отчётности о проделанной работе.

В настоящее время разгорается новый скандал, который связан, как предполагается, с мошенничеством при установке и проведении поверки общедомовых приборов учёта тепловой энергии и электроэнергии. Уже многие жители МКД, в которых 2 года назад были установлены общедомовые приборы учёта тепла, заметили, что стали платить в 1,5-2 раза больше за отопление, чем ранее. Когда стали разбираться, то у некоторых домов это происходило сразу после установки, а в других после внеплановой поверки приборов учёта. Ясно, что зимы были теплее предыдущих и тратить больше тепла жители этих домов не стали. Значит, проблема в установленном программном обеспечении этих приборов учёта. Тоже происходит и с электрическими счётчиками, устанавливаемыми по специальной программе Янтарьэнерго.

Потребители пишут жалобы в министерство контроля и получают отписки с предложением обращаться в суд. А, ведь, это проблема не одного жителя и даже не одного дома, это системная проблема, созданная Калининградтеплосетью и Янтарьэнерго. Здесь как раз требуется вмешательство государственного органа для проведения обширной экспертизы программного обеспечения таких приборов учёта.

Получается, что правительство Калининградской области не уделяет достаточного внимания исполнению требований жилищного законодательства и Указов президента РФ по повышению качества жилищного надзора, в том числе и общественного. На региональном уровне не принимается никаких усилий по сдерживанию роста тарифов, бездействием контрольных органов создаются предпосылки для воспрепятствования собственникам управлять своими домами, создаются условия для разворовывания денежных средств, перечисляемых собственниками управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям.

Если у руководителей региона  возникнет желание узнать больше о сомнительной деятельности своих подчинённых, то экспертное сообщество готово обсудить эти вопросы и представить более подробную информацию с конкретными фактами.

Сергей ШЕРСТЮК